Уход за колёсами и подшипниками.

Уход за колёсами.

Со временем ваши колёса начнут стираться. Не надо расстраиваться. Помните — это расходный материал. Для того, чтобы колёса равномерно стирались с обеих сторон, их надо либо переворачивать, чтобы внутренняя сторона колеса становилась внешней, либо менять местами.

Для того, чтобы «перевернуть» колесо надо вывинтить болт, которым оно крепится фрейму, вынуть само колесо, перевернуть его, поставить на место и завинтить болт обратно.

Однако только переворачивать колёса — это ещё полдела. Вы, наверное, уже заметили, что задние колёса стираются больше, чем передние. Виновато в этом разное давление, прикладываемое к ним. Для профилактики колёса надо менять местами. Рекомендую стандартную схему:

Четвёртое меняется на второе, а третье на первое.

Как всегда, последнее слово остаётся всегда за вами — можете придумать себе свою схему

Через какие промежутки времени переворачивать колёса — зависит от мягкости, покрытия и частоты катания. Чем мягче колёса, твёрже покрытие, интенсивнее катания, тем чаще надо менять и переворачивать.

Переворачивая и переставляя колёса, можете протереть подшипники (с внешней стороны)

Уход.

Как бы аккуратно вы не ездили, как бы ни старались объезжать лужи, песок, масляные пятна, ваши подшипники со временем начнут шуметь и постукивать (или даже скрипеть). Да, пора смазывать ваши подшипники. Это операция не такая страшная, а скорее длинная. Поэтому не бойтесь, берите свои «убитые» подшипники и переходите к следующему абзацу.

Для смазки подшипников вам понадобятся: 200 — 300 г бензина (октановое число не имеет значения), тюбик литола (солидола), булавка, деревянная палочка, 2 тряпочки (одну из которых надо будет выбросить после смазки), баночка и немножечко терпения.

Какую баночку для смазывания взять — зависит только от вас. В любом случае, надо взять небольшую, ~200 грамм) и лучше стеклянную, никакого металла и пластика!

В чём промывать подшипники?

Существует несколько вариантов. Самый удобный — бензин. Его легко достать, но он горюч и воспламеняем, поэтому надо быть предельно осторожным. Вариант подороже — купить специальную жидкость. Стоит она определённо дороже, но не знаю, получите ли Вы сравнимый выигрыш в качестве промывки (скорее всего нет). Существует еще и третий вариант — экзотический. Существуют такие ультразвуковые стиральные машины, которые звуковой волной вышибают всю грязь из белья. Говорят, что ими очищать от грязи подшипники одно удовольствие. Если кто попробует, расскажите мне, что получилось.

Запомните,

ВОДА НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПРОМЫВАНИЯ!

Каким инструментом смазывать подшипники?

Лучше всего, если Вы найдёте маленькую деревянную палочку где-то 3-4 мм шириной. Также подходят отвёртки, лопаточки и др. бытовые подручные средства. Некоторые закачивают смазку в шприц.

Чем смазывать?

Тут решать Вам. Как мне кажется, самый доступный россиянину способ — купить литол (солидол). Продаётся он в любом автосервисе или же в хозяйственном магазине. Упакован в удобные тюбики, наподобие зубной пасты. Цена (на 20.08.99) 10 рублей. Одного тюбика хватает на 7-10 смазок.

Следующий способ для ленивых — в любом роллерском магазине продаются фирменные смазки вроде K2 Speed Liquid. Обычно эти смазки упакованы в эффектные шприцы и аэрозоли, а то и в простые баночки/тюбики. Стоят они во много раз дороже, чем аналогичные литол/солидол. Многие роллеры недолюбливают эти смазки, так как они не сильно отличаются от родных по десятке.

Долго ли промывать подшипники?

Промывать надо до извлечения всей грязи из подшипников. Обычно, 10 секунд хватает. Когда промыли подшипник, выньте его, посмотрите, если шарики внутри блестят, значит всё, достаточно. Раскрутите его — он должен крутиться долго и почти бесшумно.

Многие ошибаются, думая, что если только что промытый подшипник хорошо крутится, то он не нуждается в смазке. Нет, господа, нуждается. Тут надо обратится к истокам: смазка нужна в подшипнике для того, чтобы нейтрализовать пагубное влияние песчинок на подшипники. Если смазки не будет, то эти маленькие вредители очень быстро избороздят шарики внутри. И подшипники останется только выбросить, так как крутиться они будут очень медленно.

Действуйте по такой схеме. Если хотите, даже можете её распечатать.

  1. Берём подшипник. Протираем его тряпочкой
  2. Находим конец С-кольца (C-ring), запирающего крышку подшипника, поддеваем его булавкой, так чтобы он выскочил. Будьте осторожны: иногда с-кольцо выскакивает и улетает в сторону. В лучшем случае вы его не найдёте, а в худшем — будете долго сидеть у глазного врача.
  3. Удалив с-кольцо поддеваем крышку подшипника (shield), снимаем и кладём её рядом. С другой крышкой поступаем аналогично.
  4. Кидаем подшипник в баночку с бензином и возим его по дну деревянной палочкой. И никаких железяк: может быть искра и тогда всё.
  5. Повозили? Теперь переворачиваем подшипник на другую сторону и совершаем аналогичные операции
  6. Вынимаем подшипник, протираем его тряпочкой (которую потом будем выбрасывать). После 10 сек протираний кладём подшипник на поверхность, берём литол, лопатку и начинаем смазывать. Класть литола надо много, не жалеть. Если переложите — ролики не станут хуже ехать, но разогреваться смазка будет дольше. Если не доложите, то ничего страшного не произойдёт, смазка будет быстро разогреваться, но ролики будут не очень устойчивы к внешним воздействиям. В этом деле нужно соблюдать правило золотой середины.
  7. Положи достаточно литола, накройте подшипник крышкой и вставьте с-кольцо. То же самое проделайте с другой стороной.
  8. Протираем собранный подшипник с обеих сторон.

Всё, ваш подшипник смазан. Теперь берите следующий и повторяйте все сначала.

Колеса и подшипники.

То, что здесь написано, важно знать всем. Это помогает избежать повреждений колёс и подшипников при их замене или чистке.

Большинство колёс сегодня сделаны из полиуретана. В соответствии с установленным стандартом все они классифицируются по диаметру, мягкости, пружинистости, профилю и даже по весу(!). Однако на большинстве колёс вы найдёте только обозначения диаметра и мягкости. Например, «76mm 82a» или «72mm 78a», где цифра перед «mm» обозначает диаметр, а цифра перед «a» — мягкость. Профиль определяется на глаз. А вес? Можете взвесить.

Диаметр.

Значения диаметра колес варьируются в пределах от 43 до 80 мм. Наиболее распространенные диаметры от 72 до 76 мм. Роллеры, жаждущие скорости предпочитают колёса диаметром 80 мм. Не стоит забывать, что в некоторые коньки «влезают» колёса ДО 78 мм, поэтому при покупке колёс не помешает иметь свой конёк с собой. Это, что касается фитнесса.

Теперь агрессив. Для него нельзя точно определить диаметр. Он сильно зависит ситуации (рампа, рэйл, грань).

В общем, чем больше колёса, тем выше скорость и тем медленнее период разгона и хуже манёвренность.

Мягкость.

Мягкость колёс определяется по шкале «А». (Она также используется, кстати, для обозначения мягкости деталей из пластика) Её значения находятся между 0 и 100. Чем больше значение, тем твёрже колесо. Также существует шкала Роквелла, но она, практически, не используется.

Мягкость колёс для фитнесса обычно лежит между 74А и 84A. Её выбор зависит от вас. Хотите комфортную езду, но частую смену колёс — берите помягче (78А — 80А). Нужна высокая скорость и быстрый разгон – потвёрже (82А — 86А).

Профиль.

Профиль колеса определяется на глаз. Он может быть четырёх видов: широкий, нормальный, узкий и изредка скошенный. Чем больше площадь соприкосновения колеса с дорогой, тем лучше маневренность, но больше поглощение скорости.

Хаб (Hub, Core).

Хабом называется пластмассовая вставка, которая удерживает подшипник и резиновую часть колеса. Они бывают двух типов: обычные и укреплённые или их может не быть вообще (на очень маленьких колёсах). Укреплённые хабы используются для хоккейных коньков: они отличаются обилием пластмассы в этой области. Хабы используются для вентиляции подшипников.

Роккеринг.

Многие спрашивают: объясни, что такое роккеринг? Зачем он нужен?

Объясняю. Роккеринг на языке роллеров означает придание линии колёс формы выгнутого лезвия хоккейного конька путём изменения высоты двух средних и двух крайних колёс. Роккеринг устанавливается многими роллерами (преимущественно, хоккеистами) для придания роликам большей маневренности, для быстрых поворотов. Однако роллеры жаждущие скорости не любят «роккерить» свои коньки, так как последние становятся менее устойчивыми на больших скоростях. «Роккерить» или нет ваши ролики опять же зависит от вас.

Есть несколько видов роккеринга.

Роккеринг:

1234

ЗА: Увеличивает маневренность.

ПРОТИВ: Меньше устойчивость на больших скоростях.

ДЛЯ КОГО: Хоккеисты, фитнессы, фигуристы.

Анти-роккеринг:

1234

ЗА: Увеличивает устойчивость

ПРОТИВ: Уменьшает маневренность.

ДЛЯ КОГО: Агрессивы (для выполнения разных фишек)

Как это сделать?

При раскручивании колёс Вы наверняка замечали маленькие шестигранные (квадратные) вставочки. Они-то и отвечают за роккеринг. Для того, чтобы поменять высоту положения колеса надо поставить её определённой гранью.

kolesoЭто — колесо. Обычно посередине в нём есть подшипник (такая круглая штука, там ещё шарики внутри). Так вот, иногда извлечение этого самого подшипника из колеса вызывает затруднения. Для того, чтобы у Вас таких затруднений не возникало я и написал эту статью. Надеюсь, мои советы Вам помогут.

Для того, чтобы вынуть колесо, особого ума не надо: просто открутите винт двумя ключами, выньте его и колесо у Вас в руках!

podА это — то же самое колесо, но уже в разрезе. Заштрихованная часть — само колесо, а незаштрихованная — «область нахождения» подшипника и втулки. Для наглядности подшипники обозначены «крапинкой», а втулка — тёмно-серым. Для того, чтобы вынуть подшипники, надо надавить каким-нибудь тупым предметом (например, шестигранным ключом, который обычно продаётся вместе с роликами) на край втулки так, чтобы она начала двигаться внутрь. Делать это надо осторожно, чтобы ключ не соскользнул и не повредил внутреннюю поверхность втулки. Когда втулка начнёт скользить, она выдавит противоположный подшипник. После этого вынуть оставшийся не составит никакого труда.

Раз уж мы вынули подшипник, неплохо бы теперь его разобрать 🙂 Итак, план операции:

  1. С помощью тонкого гвоздя или иголки (я использую иголку) подденьте край металлического кольца, которое фиксирует «крышечку» подшипника (оно разрезано так, что между концами есть небольшое расстояние).
  2. Возьмите конец кольца плоскогубцами и аккуратно вытяните его, стараясь как можно меньше деформировать (это действительно важно!).
  3. podshУдалив «крышечку», Вы должны увидеть следующую картину: в чистой (если подшипник — новый) или чёрной (если старый) смазке плавает несколько шариков, скреплённых пластиковым кольцом.
  4. Если подшипник крутится без проблем, не скрипит — Вам повезло. Если же эти или другие симптомы скорого «разваливания» обнаружены — подшипник нуждается в чистке. Для чистки можно использовать старую зубную щётку, тщательно вычищая смазку и посторонние предметы :).
  5. Когда шарики заблестят чистотой, заложите новую смазку и закройте подшипник «крышечкой».
  6. Если фиксирующее кольцо погнулось (наверняка это так), положите его на твёрдую плоскую поверхность и аккуратно распрямите молотком, чтобы оно приняло прежнюю форму. Можно использовать гвоздь с плоской шляпкой для выравнивания.
  7. После этого засуньте один конец кольца на прежнее место и, постепенно поворачивая подшипник, заведите всё кольцо. Оно должно встать точно на своё место, хорошенько закрепив «крышечку».

В роликовых коньках используются 608 подшипники. Сама цифра 608 появилась не просто так. 8 обозначает диаметр отверстия в подшипнике, а 6 — разницу между радиусом отверстия и радиусом всего подшипника. После 608 могут стоять буквы S, SS или RS. Это означает, что подшипники защищены крышкой (Shielded), защищены с двух сторон (SS Double-shielded) или оснащены снимаемой крышкой (Removable Shield). Кстати, SS подшипники могут быть ещё обозначены, так: «608-ZZ, 38KDD, 38FF 77038 или R8-2Z».

Само слово ABEC (абЕк)- аббревиатура от Annular Bearing Engineering Council, что означает Общее собрание производителей подшипников. ABEC — это шкала, по которой оцениваются подшипники: их качество, а не длительность кручения, как считают многие.

Чем выше качество исполнения, тем выше оценка подшипника по шкале ABEC. Производятся подшипники с качеством ABEC 1 3 5 7 и 9. С увеличением ABECа уменьшается защищённость подшипников. Вроде бы, нет ничего лучше «третьих» (abec 3) подшипников, но некоторые всё равно предпочитают 5-е. Имеется ввиду, что вы можете со временем можете менять свои подшипники покупая их в магазине отдельно от коньков, что очень удобно, если вас не устраивают «родные» подшипники.

Давайте сразу оговоримся, что из рассмотрения о покупке мы сразу выбросим 1-е, 7-е и 9-е абеки, поскольку большинство первых не разбираются, а 7-е и 9-е ничем не отличаются от 5-х (на наших дорогах). Поэтому выбирать стоит между третьими и пятыми. До сих пор не утихают споры насчёт того, какие подшипники лучше. Кажется, нам просто морочат голову 5-ми, поскольку на роликах, при скорости 40-50 км/ч разницы между 3-ми и 5-ми нет никакой (не говоря уже про 7-е и 9-е). И это при том, что 5-е «убиваются» за более короткое время. разница начинает ощущаться только при значительно больших оборотах (10 тыс. об/мин). Однако такого на роликах вы никогда не достигнете. Стоить подумать, покупая 5-е подшипники, приобретаете ли вы скорость или только более частый уход ха ними?

Теперь вставьте подшипники в колесо, колесо — на раму и — вперёд!

спасибо: http://extreme-sports.narod.ru/roll/kolesa.htm за статью.